АРТ-терапия
Педагоги и психологи отмечают, что дошкольный возраст – уникальный в своем роде период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению различных сфер окружающей действительности, в познании их, и сложно не согласится с тем, что умения нужно развивать именно в период дошкольного детства. Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений.
Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.
Занятия изобразительной деятельностью способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Специально подобранная музыка в момент рисования позитивно влияет на психоэмоциональное состояние детей.
Сочетая изобразительную деятельность со специально подбираемым музыкальным сопровождением, можно стабилизировать и развивать эмоционально-волевую сферу детей.
Многочисленные работы в этом направлении позволяют говорить о закономерностях влияния музыки и рисования под музыку (арттерапия) на психоэмоциональное состояние детей и сделать следующие выводы:
- Рисование под музыку позволяет детям экстериорезировать (выносить вовне) свои эмоции и чувства.
- Дети получают реальную возможность «увидеть» на рисунке свой внутренний мир и донести свои переживания до другого.
- Рисование под музыку формирует навыки саморегуляции (рисуя, дети стабилизируют и структурируют свои внутренние процессы, регулируют себя).
- Существенно обогащается эмоциональная сфера детей, и совершенствуются способы регуляции собственных эмоций и чувств.
Перенося свои эмоциональные переживания на бумагу с помощью рисунка, цвета, дети развивают способность слышать свой внутренний ритм и ритм других людей, что позволяет им строить позитивные взаимоотношения с окружающими людьми – детьми и взрослыми.
Использование арттерапевтических приемов позволяет работать над развитием эмоционально-волевой сферы детей по 3 направлениям:
1. Осознание ребенком своих желаний и эмоций.
2. Расширение спектра эмоций ребенка и развитие навыков адекватной вербальной и невербальной передачи ребенком собственного эмоционального состояния.
3. Обучение ребенка навыкам саморегуляции эмоций.
Научить ребенка дифференцировать свои эмоции не так просто. Многие исследователи находят связь между эмоциональным состоянием, самочувствием человека и цветом. Связывая цвет и состояние, можно, с одной стороны, закрепить знание сенсорных эталонов, с другой стороны, научить ребенка дифференцировать свои состояния и регулировать их.
Попробуйте!
Консультации для родителей:
Растим умников и умниц ../rastim_umnikov_i_umnits.docx
Играем вместе ../igraem_vmeste_s_detmi.docx